Русский English

若斯托沃彩绘

b61

История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

b62
koval

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы – круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками – все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой – от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

process
Морозное утро

Морозное утро

托博德金娜·加琳娜·伊万诺夫娜

В саду

В саду

勃利先科·玛格丽特·彼得罗夫娜

Сова

Сова

列特科夫·维切斯拉夫·伊万诺维奇

Розовые цветы

Розовые цветы

赫特洛娃·奥莉加·鲍里索夫娜

Натюрморт с кувшином

Натюрморт с кувшином

尤拉索娃·伊琳娜·雷奥尼多夫娜

Петухи

Петухи

肖洛霍娃·塔季扬娜·尼古拉耶夫娜

Маки

Маки

贝奇科夫·米哈伊尔·尤里耶维奇

Вишни

Вишни

梅什科娃·叶夫根尼娅·维克多罗夫娜

Морозко

Морозко

克什金娜·奥莉加·弗拉基米罗夫娜

Утро

Утро

鲍里索娃·奥莉加·伊万诺夫娜

Свежесть

Свежесть

菲利波娃·塔季扬娜·米哈伊罗夫娜

Торжество

Торжество

索科洛娃·伊琳娜·瓦连金诺夫娜

Осенний сад

Осенний сад

索洛玛吉娜·涅莉·亚历山大罗夫娜

Утренний

Утренний

列别杰夫·米哈伊尔·维克罗洛维奇

Рубиновый

Рубиновый

赫内科娃·伊琳娜·尼古拉耶夫娜

Восторг

Восторг

杜波娃·塔季扬娜·列奥尼多夫娜

В лунном сияньи

В лунном сияньи

巴利朔娃·尼娜·尼古拉耶夫娜

Опаловый

Опаловый

弗罗洛娃·娜塔莉娅·叶夫根尼耶夫那

Маки

Маки

梅什科娃·叶夫根尼娅·维克多罗夫娜

Калина

Калина

达尼洛娃·娜塔莉娅·尼古拉耶夫娜

Цветочные гирлянды

Цветочные гирлянды

阿格耶娃·塔季扬娜·维克多罗夫娜

Орнаментальный

Орнаментальный

巴利朔娃·伊琳娜·安纳托里耶夫娜

Юбилейный

Юбилейный

莫伊谢耶娃·卓娅·费多罗夫娜

Первый луч

Первый луч

库拉金娜·塔季扬娜·瓦西里耶夫那

Фрукты

Фрукты

谢多娃·塔季扬娜·尼古拉耶夫娜

Осенний букет

Осенний букет

科里莫娃·娜塔莉娅·尤里耶夫娜

Фруктовый сад

Фруктовый сад

彼丘金娜·拉里莎·瓦连金诺夫娜

Зимний закат

Зимний закат

索科洛娃·娜塔莉娅·亚历山大罗夫娜

Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.