Тренд на возвращение к историческому наследию набирает обороты. Так, минимализм кроя соседствует с кружевом ручной работы, лаконичные формы в дизайне украшений дополнены бисерным плетением и вкраплениями речного жемчуга, сдержанные интерьеры приглушенных оттенков наполняются яркими декоративными элементами, которым под силу наполнить помещение теплом и рассказать на языке живописи настоящую историю исконного русского творчества.
Сегодня кажется, что неизменный цветочный букет расцветающий на жостовских подносах существовал всегда и именно он прославил ремесло, закрепив за ним международный статус легенды. Однако, мастера бережно хранят свои традиции и с удовольствием делятся тем, какие сюжеты были свойственны тому или иному периоду развития Фабрики.
Итак, на этапе становления промысла на подносах – этих металлических картинах, как любят говорить про них художники фабрики, разворачивались целые живописные сценки из жизни того времени. Вот на круглом широком подносе вскачь несется разгоряченная тройка, гривы развиваются под снежной пеленой и запыхавшийся ямщик, кажется, не в силах сладить с силой лошадей. Но румяные щеки и веселый взгляд ясно говорят, что поездка тройки всегда праздник и игра, даже если и опасная. И рассматривая тонкий узор, выполненный масляной краской, где каждая деталь оживает в игре светотени, вы на мгновение забываете, что разглядеваете не картинку в галерее, а металлический поднос: такая виртуозная и тонкая перед вами работа.
А вот еще одна знаменитая композиция, которая положила начало настоящей моде на жостовские подносы. Вспомните известную картинку К. Маковского «Чаепитие», на которой нарядная девушка в богато убранном русском костюме и кокошнике осторожно дует на чай в блюдце. Именно этот сюжет лег в основу множества рисунков, украсивших жостовские подносы. Культура русского чаепития с самоваром, вареньем и баранками с тех пор неотъемлемо связывалась именно с жостовским подносом и каждая уважающая себя хозяйка держала в доме не один, а сразу несколько расписных жостовских подносов разных размеров и форм для особых случаев. Разнообразные вариации темы чаепития можно увидеть и в современных изделиях: и в массовых серий, и в эксклюзивных работах профессиональных художников. С приходом советской власти такой обычай не только не угас, но получил самое высокое применение: наличие такого предмета указывало на особый статус владельца, ведь достать такой поднос стало нелегко. Этот период не мог остаться незамеченным в истории промысла. Так, появились подносы с изображением В.И.Ленина или, например, кубанских казаков как воплощение социалистического счастья и стремления к идеалаам объединения пролетариата.
Преобладающий мотив жостовской росписи — легендарный цветочный букет, который отличался полнотой и выразительностью изображения задолго до появления 3D-технологий. В самобытном искусстве виртуозных мастеров невероятно реалистическое ощущение живых бутонов цветов и спелых плодов сочетается с яркой декоративной обобщенностью, свойственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и других предметах домашнего обихода.