1. XVIII веком датируются первые подносы, которые изготавливались на металлургических заводах в ряде уральских городов.
2. К 1825 году относят появление первых мастерских по изготовлению подносов из папье-маше в Московской губернии.
3. Согласно документам 1839 года, первым мастером стал крепостной графа Шереметева – талантливый художник - Филипп Вешняков, за которым последовал черед его сына. Так была заложена основа первой художественной династии Жостово, которая стала традицией в истории предприятия.
4. В 1928 году все небольшие артели из подмосковных Троицкого, Новосильцева, Жостова и других окрестных селений – родины расписных подносов - объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с управляющим центром в Жостово.
5. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи по металлу.
6. За 200 лет в архивах фабрики накопилось более 150 различных форм подносов: от классических до необычных, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая версия четко выверена по своим идеальным пропорциям. Влияние моды не оставляет в стороне исконный промысел, в зависимости от тенденций могут появляться и новые вариации знаменитых подносов: они могут быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.
7. В настоящее время производство 32-х форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Оставшиеся по прежнему, как в старину – выковываются вручную.
8. 7 этапов нанесения рисунка, один за другим, проходит каждый поднос. Это совершенно незаметно на первый взгляд, но роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка»: разбеленой краской художники словно «раскидывают» пятна фантазийных цветов, листьев и нежных бутонов в композиционные группы. После нее приступают ко второму этапу росписи, так называемой «тенежке». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап носит название «прокладка»: плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места и, словно подсвеченные солнцем, обозначаются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». Именно благодаря ей, цветы и плоды на подносах выглядят такими настоящими, выпуклыми и сияющими. «Чертежкой» жостовские мастера прочерчивают светлые контуры краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит прописать с почти арифметической точностью едва заметные детали букета. И, наконец, наступает черед «привязки». Легкая ажурная трава, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и связывает воедино всю композицию. Когда роспись закончена, остается только высушить это произведение искусства и передать в руки мастеру – орнаменталисту, который придаст произведению тонкое обрамление.