English Китайский

конспекты по истории: исследователи о жостовской росписи

Многие искусствоведы посвящают свои работы исследованию русский народных промыслов. Каждое из направлений традиционного искусства обладает невероятной историей и идеально отражает исторические и социальные явления, происходящие в стране.  Так, например, книги Б.И Коромыслова о фабрике «Жостово» читаются как захватывающая историческая сага, основаны на реальных архивных документах и позволяют взглянуть на промысел как на историю вдохновения, любви, труда и бесконечной воли к совершенствованию.

Начнем с описания легендарных жостовских букетов. Так, в книге, дата выпуска которой насчитывает уже 44 года, отмечается, что «в подборе и трактовке букетов жостовские художники отталкивались преимущественно от изобразительной цветочной культуры центральной России. Мотивы садовых декоративных цветов были модными в дворянской, аристократической среде XVIII в. Жизнь русского усадебного барства не мыслилась без парка, без цветочных клумб, оранжерей, без обильного цветочного орнамента внутри помещений. Цветы — букеты, гирлянды, вазоны — изображались на потолках (плафоны), пилястрах, штофных обоях, обивке мебели, а также на вазах в особом, идеализированном, «облагороженном» виде, преимущественно в пастельных тонах. В XIX в. «пестрая живопись букетов» была распространена и в домах старосветских помещиков наряду с «криволицыми» портретами бригадиров. Цветочные фресковые узоры в этих домах заполняли (на манер столичных дворцов) потолки и стены. Живопись перемежалась росписью под рельефный орнамент еп grisaille (серое с белым). Печи украшались изразцами с вазонами, гирляндами и букетами. Цветочной, яркой феерией запестрели ивановские ситцы, павловские шали, курские ковры, фарфоровая посуда подмосковных фабрик».  

2013_11_29_03_017Читая такое описание, невольно рисуешь себе быт того времени во всей его живописной палитре: веселые чаепития с душистым вареньем, пирогами и чванливым самоваром, званые обеды, на которые собирались всей округой, ужины с маленьким оркестром и танцами, отправляясь на которые юные девушки выбирали лучшие платья. А автор тем временем переходит непосредственно к жостовскому букету, который, по его словам, «слагался под воздействием именно этих перекрещивающихся течений, последовательность влияния которых теперь трудно уловить. В искусстве Жостова соединились, сплавились, переплелись реалистические принципы изображения цветов с условными, декоративными, чисто народными приемами письма». 

Стиль этой росписи (на тарелках, чайниках, чашках, подносах) складывался в первой половине XIX в. Характер цветочных изображений отличался простотой композиции (среди белого поля изображались два-три цветка, а иногда и один бутон розы) и большой декоративностью — цветы обобщены и как бы скульптурно вылеплены немногими мазками кисти в нескольких цветовых тонах. Тут ощущается народное понимание узора: роспись, как правило, дополняет предмет, подчинена ему.

Та же простота цветочной композиции и тот же лаконизм в передаче образа букета присутствуют в жостовских трактирных подносах. И это не случайно: жостовский чайный поднос составлял одну из частей чайного сервиза вместе с фарфоровой посудой подмосковных заводов и фабрик...»

И все же, отмечается исследователь, «есть в жостовском цветочном букете одна особенность, отличающая его от цветочной росписи на фарфоре, — артистизм, даже щегольство кисти в передаче прозрачности нежных лепестков роз, тюльпанов, маков»

Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.