Китайский English

Как создаются знаменитые жостовские подносы

Секреты производства жостовских подносов насчитывают более двухсот лет. За это время этот исконно русский промысел не только завоевал статус легендарного исторического наследия, но и превратился в предмет восхищения коллекционеров всего мира. Сложная ручная работа мастера по ковке становится мольбертом для вдохновения художника, который словно по нотной тетради создает симфонию, сотканную из торжества всей палитры цветов. Исторически жостовские подносы производились методом ручной ковки или так называемой холодной выколотки. В таком процессе опытный мастер-коваль по металлу вырезает ножницами форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает его борт, доводит до совершенства само поле, чтобы оно было безупречно ровным, затем на станке подгибает край.

За 200 лет в архивах фабрики накопилось более 150 различных форм: от классических до необычных, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая версия четко выверена по своим идеальным пропорциям. Определенное влияние моды не оставляет в стороне даже исконный промысел, в зависимости от тенденций могут появляться и новые вариации знаменитых подносов: они могут быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом, происходит создание 32-х форм, а оставшиеся – по прежнему, как в старину – выковываются вручную.

Для приобретения исключительно ровной поверхности полученная металлическая заготовка после ковки обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу,  затем заготовка покрывается двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется для придания глянцевой поверхности подноса. После этого наступает черед росписи.

Надо отметить, что черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера адаптировали сложную восточную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос ни попадал  в руки живописцев – круглый, овальный, фигурный, с букетами в раскидку или узорными венками –  мастера начинают свою работу в той последовательности, которая издавна укоренилась на фабрике. Это неотступный алгоритм позволяет художникам быть уверенными в долговечности своей работы, которую не сотрут ни следы времени, ни многократное использование. Итак, работают беличьими кистями и масляной краской. Краску предварительно разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре, ведь водой масляную текстуру не растворить. Набор кистей большой: от совсем тонких, с иголку, - до крупных. Каждая кисточка подобрана под особенный вид мазка. Кисть – это главный инструмент мастера, у каждого есть своя,  подходящая «под руку» и манеру росписи.

На первый взгляд это совсем незаметно, но роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивается специально к концу рабочего дня. Разбеленой краской художники словно «раскидывают» пятна фантазийных цветов, листьев и нежных бутонов в затейливые композиционные группы. Каждое такое «пятно»  гармонично отвечает и замыслу автора, и форме подноса. Затем подносу предстоит сушка.

После нее художники приступают ко второму этапу росписи, так называемой «тенежке». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап носит название «прокладка». Плотной, непрозрачной краской прокладывают, выделяя, светлые места, и, словно подсвеченные солнцем, появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную танец. Именно благодаря тщательной работе с затемнениями и высветлениями цветы и плоды на подносах выглядят такими настоящими, выпуклыми и сияющими. Игра светотени оживляет лепестки, наполняет дыханием букеты,  расправляет каждую травинку на  рисунке, заставляя поверить, что цветы нарисованные на подносе благоухают всеми аккордами своих ароматов.

«Чертежкой» жостовские мастера называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит прописать с почти арифметической точностью едва заметные пестики-тычинки в цветах и бутонах. И, наконец, наступает черед «привязки». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других – лишь намек. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса, но каждый раз даже небольшой этот финальных штрих вторит авторскому замыслу.

Итак, роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру – орнаменталисту, который придаст произведению тонкое обрамление.

Творческая команда художников и ковалей всегда совместно работает над замыслом новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Постоянный поиск и креативная инициатива позволяют промыслу не стоять на месте и развиваться, привнося вклад в появление новых, современных и востребованных художественных шедевров.

Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.