Народные промыслы еще несколько лет назад воспринимались как сувенирная продукция, наряду с матрешками и балалайками. Но за последние годы отношение стремительно поменялось: интерес к русской культуре среди российских дизайнеров, художников, режиссеров, галеристов в последние годы не только вырос, но и позволил возродиться многим незаслуженно забытым форматам. Традиционные русские элементы перестали восприниматься просто как декоративные. Они прочно вошли в декор одежды, аксессуаров, предметов интерьера и благодаря соцсетям привлекли массовое внимание к новому звучанию привычных, знакомых с детства мотивов.
Так, например, дизайнер одежды Ульяна Сергеенко постоянно работает с ремеслами, сотрудничая с маленькими ателье и большими фабриками, вписывая их в современный кутюр. В последней коллекции появились эмалевые броши в технике ростовской финифти, елецкие кружева, гусевский хрусталь. Андрей Артемов в новых коллекциях популярного у светских девушек бренда WOS использует элементы национальных костюмов Башкирии, переосмысляет традиционные вышивки. «Человеку нужны корни» — такой постер среди прочих украшал показ Jahnkoy во дворе Всероссийского музея декоративного искусства в 2018 году. Интерес к истокам сейчас возрастает с каждым днем: к успеху «Сказок Пушкина» в постановке Роберта Уилсона добавилась выставка-исследование Третьяковской галереи «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На правительственном уровне также предпринимаются важные шаги: в 2021 году Временная комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в России будет заниматься подготовкой законопроектов для привлечения инвестиций в отрасль. Об этом сообщила председатель комиссии, зампредседателя Совфеда Галина Карелова на пленарном заседании палаты, представляя отчёт о работе комиссии за 2020 год. «В планах работы комиссии на 2021 год разработка проекта стратегии развития народных художественных промыслов до 2030 года. Второе — подготовка законопроектов-спутников, создающих условия для привлечения инвестиций в отрасль. Также большие конкретные планы и по поддержке конкретных предприятий НХП», — сказала Карелова.
Традиционному русскому промыслу - росписи металлических подносов, волшебные цветочные россыпи которых всем нам знакомы с детства, удалось то, что не каждому международному бренду под силу: пережить два столетия полных исторических перипетий, год за годом подтверждая статус культурной реликвии.
Как же это удалось небольшой подмосковной фабрике? Сегодня, когда исконные ремесла вновь оказались в фокусе внимания, интереса и на пике трендов, в очередной раз доказав, что подлинные ценности неподвластны времени и сменяющимся тенденциям, фабрика декоративной росписи «Жостово» с радостью делится богатой историей и с гордостью рассказывает о своих художниках, в чьих руках расцветают пышные розы, пламенеют огненные маки, распахиваются анютины глазки… Чтобы приобщиться к основам этого искусства, каждый может выбрать формат знакомства по душе!
Для этих целей фабрика разработала несколько направлений:
Сегодня жостовский промысел в лице этих вдохновленных и виртуозных мастеров продолжает черпать бесконечное вдохновение в историческом наследии: традиционных видах и техниках декоративной живописи. Вместе с тем неустанное развитие и стремление к новым свершениям не останавливается ни на минуту: появляются новые виды изделий, разновидности форм и мотивов росписи. Это и есть основная отличительная особенность подлинно народного искусства - поиски нового не разрушают сложившуюся в промысле традицию, а лишь развивают ее, обогащая день за днем, наполняя смыслом и адаптируя и транслируя вековые ценности растущему поколению!