Традиционно главным мотивом жостовской росписи считается цветочный букет на черном фоне. Историки-исследователи народного искусства выделяли четыре основных вида рисунков под живописными названиями: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла».
Так, на раритетных подносах, хранящихся в архивах музея «Жостово», в музейных коллекциях и в собраниях частных коллекционеров в центре изделия часто расположены именно яркие крупные цветы и растения. Игра светотени, мелкие бутоны, узорные лепестки зелени по краям рисунка создавали иллюзию живого, дышащего и хрупкого объема, словно дарованного самой природой. Чтобы рисунок светился изнутри своим легендарным «теплым сиянием», мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали инкрустацию перламутром.
Но букет был не единственным популярным сюжетом, захватившим воображение поклонников этих «железных» картин. Особенное место в ряде тем занимает тематика «натюрморта» во всех его проявлениях. Спелые яблоки и груши, такие натуралистичные, что чувствуется их сладкий аромат с аккордами меда и мяты, выпуклые виноградины, с такой тонкой кожей, что можно разглядеть янтарные зернышки косточек, сочная клубника, украшенная желтыми веснушками, круглые, как морские камушки, бархатистые абрикосы, иссиня-синяя слива цвета южной ночи.
Яркость палитры – настоящая цветотерапия в действии: жизнерадостный желтый, ярко-красный, как по нотам разливающийся в от малинового и фуксии до оранжевого, а еще зеленый от холодного малахитового до изумрудно-травянистого, синий от молочно-голубого до фиолетово-черничного оттенка.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — так 200 лет назад слава о Жостово распространялась из уст в уста по России и зарубежом. В самой одноименной деревне все напоминает о народном промысле: вместо адресных табличек и указателей используют миниатюрные расписные подносы с номерами домов и адресной информацией. Чем не замечательный повод приехать и увидеть легендарную фабрику своими глазами?