Этот гоголевский вопрос мгновенно возникает при взгляде на новогоднюю коллекцию «Жостово», ведь в ней целый ряд сюжетов посвящен знаменитой русской тройке, от головокружительной скорости и одновременно красоты которой неизменно захватывало дух и пассажиров и прохожих.
Существует версия, что идея упряжи в три лошади была позаимствована из былин об Илье Пророке. С древних времен ритуальные скачки на тройках символизировали огненную колесницу, уносящую Пророка в небо, и ежегодно проводились в Ильин день жителями русского Севера.
Первые упоминания о тройных упряжках датируются второй половиной XVII века, хотя по традиции было принято в упряжь запрягать одну лошадь. На рубеже XVII–XVIII веков тройка приобрела широкую популярность и стала успешно использоваться в почтовых целях, значительно уменьшая сроки доставки почты и багажа. Затем, оценив невероятную скорость, при которой казалось, что тройка «летит» над землей, а также проходимость и выносливость, такую упряжку стали использовать для перевозки госслужащих, курьеров и пассажиров, используя для этого сани, тарантасы, кибитки, коляски, одним словом, все, что движется, кроме карет.
Придуманная в России разноаллюрная запряжка троих лошадей являлась уникальной и никогда не имела аналогов в мире. Она могла преодолеть большие расстояния на огромной для упряжи скорости - от 45 до 50 километров в час. Каждый ямщик стремился украсить свою тройку необычно и нарядно. Во второй половине XIX века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.
Почти столетие назад лихие тройки исчезли с российских дорог, но память о знаменитой упряжке сохраняется благодаря живописным полотнам художников. Картины на металле от художников жостовской фабрики Ольги Кошкиной и Михаила Бычкова воспевают русскую тройку во всей красе: белоснежную зиму, удаль и умение наслаждаться красотой жизни во всех ее проявлениях.