Русский Китайский

Клуб знатоков: 5 фактов из музея «Жостово»

Традиционный промысел, переворачивающий двухсотую страницу своего летоисчисления, хранит множество невероятных легенд, удивительных фактов и захватывающих сюжетов. Все они бережно хранятся в музее фабрики «Жостово», который за время своего существования накопил целую сокровищницу раритетных изделий, а также воспоминаний художников, архивных материалов, которые, словно собирая сказочные бусы из воспоминаний, нанизывает день за днем на нить памяти поколений. 

Уникальное собрание исторических и современных «картин на металле», которые на красочном языке всех оттенков радуги повествуют об удивительной вековой истории знаменитого на весь мир предприятия по изготовлению и росписи подносов, включает в себя изделия, которые насчитывают более полутора веков. А сам старинный промысел ведет свою историю с ХХI века, которая хранит множество захватывающих фактов:

 

  1. Для многих становится открытием, что своими корнями жостовский промысел уходит на Урал — в окрестности Нижнего Тагила, где производился листовой металл. Местные мастера владели искусством росписи металлической утвари, в том числе и подносов, с начала XVIII века. Именно отсюда, согласно наблюдениям историков, берет начало мода на расписные кованые подносы.
  2. Согласно сайту историк.рф, «официальный отсчёт истории жостовского промысла ведётся с 1825 года. Эта дата указана в прейскуранте «Заведения братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.». Не исключено, однако, что Филипп Вишняков открыл своё дело гораздо раньше. Сохранился «Указатель третьей в Москве выставки российских мануфактурных изделий 1843 года», в котором сказано, что вишняковская фабрика «существует 36 лет», то есть с 1807 года. По преданию, Филипп Никитич, поставив дело на ноги, переселился в Первопрестольную, открыв лавку на Цветном бульваре, а семейный бизнес передал брату Тарасу. К нему же отправил он потом на выучку своего сына и наследника Осипа. Два года тот работал на дядю, а потом решил создать собственную мастерскую. Сахарницы и спичечницы, табакерки и марочницы, шкатулки для рукоделия всегда пользовались спросом»1.
  3. Музей «Жостово» ведет статистику, которая гласит, что за два века существования промысла было расписано почти два миллиона подносов.  На каждом из них – уникальный рисунок! Среди них нет двух одинаковых изделий, ведь виртуозные мастера никогда не повторяют узор. При этом основная технология за два века не изменилась: механические прессы используются только для штамповки подносов несложной формы. «Фестончатые», «крылатые», «гитарные», «готические», как и два века назад, создаются исключительно вручную. 
  4. Секрет долговечности подноса прост и сложен одновременно: расписанный поднос покрывают уникальной формулой прозрачного лака, который в свою очередь придает бездонную глубину живописи: блики, тени, полутона оживают, создавая красочную симфонию, узнаваемую на 5-ти континентах . В лаке секрет долголетия жостовских шедевров: старые мастера говорили, что он «получше аглицкого будет и равняется только с… китайским»2.  
  5. Преемственность традиций – важная часть истории фабрики, ведь искусство росписи бережно передаётся в Жостове из поколения в поколение. Никого не оставляет равнодушным тот факт, что здесь и сейчас работают потомки первых мастеров. Живописи в таких семьях учат с самого детства. По словам художников, сначала получается лишь срисовывать простые картинки на бумаге, затем с гордостью можно приступить к рисунку на настоящем подносе, пробуя писать крупные соцветия, бутоны, листья... Так, в процессе рисования осваивалось всё более тонкое, виртуозное, письмо. На овладение мастерством уходило пять — семь лет, а мастер получал неограниченную свободу в выборе композиции, сюжета и палитры для своей «железной» картины.

 

--------

1,2 Историк.рф

    Автор:

     

    Купить
    Автор:

     

    Купить
    Заказ в один клик
    Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.