Фабрика декоративной росписи в Жостово ведет свою историю с 1825 года. Местные мастера годами совершенствовали технологию изготовления кованых подносов и росписи по металлу, уникальной и долговечной. При фабрике работает знаменитый музей подносов — кстати, единственный в мире!
Здесь представлены работы, начиная с XIX века, до времен СССР и современных. Вариации удивляют: от инкрустированных перламутром подносов еще царских времен до патриотичных советских. Каждый поднос – произведение искусства, с потрясающей цветовой гаммой и невероятной техникой росписи. При этом о самих художниках, завоевавших своими работами популярность во всем мире, известно крайне мало. Мы заполним этот пробел и познакомим вас с выдающимися художниками фабрики.
Начнем с потомственного мастера из художественной династии Беляевых, передающей традиции «Жостово» из поколения в поколение – Зои Федоровны Моисеевой.
Зоя Федоровна родилась в деревне Жостово в семье художников Беляевых, всю свою жизнь посвятивших работе на фабрике. Воспитываясь в творческой атмосфере, центром которой была фабрика, после окончания школы она твердо знала, что будет учиться рисовать: детство было наполнено играми с красками и кистями, наблюдением за работой родных. У каждого из братьев дедушки Зои Федоровны были художественные мастерские, двоюродные сестры были художницами. Ее дедушка владел секретами варки лака для металлических подносов и также передал этот навык своим потомкам. Все они, а также мама и папа Зои Федоровны работали на фабрике «Жостово».
В 1967 году она поступила в знаменитое на весь мир Федоскино – институт лаковой миниатюрной живописи. Зоя Федоровна прошла обучение у известного художника Плахова, который обучал свой курс из 15 человек рисовать «из-под руки». В процессе учебы стало очевидно, что таланта мало, необходимы часы практики и железная дисциплина, чтобы разгадать тайны легендарного букета. После окончания обучения и поступления на фабрику работать приходилось буквально до ночи, после института она часами отрабатывала технику – тот самый легкий, тающий мазок, без которого традиционного жостовского рисунка не получится. Зоя Федоровна с гордостью рассказывает о том, что застала мастеров «старой школы», которые возвышенным отношением к работе вдохновляли начинающих художников.
Невероятная двухвековая история промысла, созданная целыми поколениями талантливых людей, позволила завоевать признание и любовь по всему миру: грандиозные цветочные композиции, расцветающие на знаменитых жостовских подносах, можно найти в собраниях коллекционеров по всему миру и, непременно, почти в каждом доме по всей России.