Русский Китайский

Игра в бисер: как создается знаменитый жостовcкий букет

Секреты создания легендарных подносов - сюжет для исследования любителей искусства многих стран. Особенно захватывающе интересно узнать их непосредственно от художников фабрики «Жостово». Так, по рассказам Татьяны Васильевны Куракиной, работающей на фабрике с 1982 года, получается, что каждый поднос – яркая драгоценность, каждая часть которого по одной, словно раритетные бусы, бережно и с любовью, нанизываются одна на другую.

«Работы жостовских мастеров, говорит Татьяна Васильевна, – это металлические лакированные подносы черного цвета с изображением цветочных или жанровых композиций. Сегодня изображения на подносах могут быть самыми разнообразными. В том числе изображаются и православные храмы. Некоторые подносы делаются на заказ. Помню, как-то к Пасхе мы делали большой заказ для одного храма – несколько сот подносов».*

«Традиционно на подносах изображаются цветочные композиции. Художнику дают лишь общее задание, например расписать поднос цветами, но конкретно композицию не навязывают. Сейчас художники имеют большую свободу и дают волю фантазии, каждый придумывает свой рисунок, у каждого свой почерк. Рисунок идет из головы, никогда художники не пользуются какими-либо шаблонами, трафаретами. Иногда рисунок рождается на ходу, уже в процессе работы. Если работа большая, то, конечно, художник прорабатывает композицию сначала на бумаге.

Для росписи используются только масляные краски. Роспись у нас ведется трехслойная, возможно, благодаря этому, наши подносы имеют «глубину». Сначала создается композиция, затем изделие ставят в печь и при температуре 90 градусов высушивают. После этого художник начинает основную роспись.

Традиционно фон подноса – черный, но он может быть и другим. Интерьеры наших домов изменились, и подносы изменились, они могут вписаться в любой интерьер.

На каждом подносе сзади стоят два клейма. Одно клеймо старое, историческое, на нем изображены палитра, кисть и тюльпан, второе – клеймо действующей жостовской фабрики. После того как поднос закончен, каждый художник ставит свою подпись. Начиная с 1970-х годов каждая работа у нас авторская. До 1970-х годов художник не имел права ставить свою подпись, на обратной сторонне подноса ставилось лишь клеймо мастерской. Художников не знали, а знали только тех, кто заведует мастерской.

Когда художник закачивает работу, с подносом начинает работать художник- орнаментальщик. Орнамент сушится, затем поднос покрывается лаком в два слоя. Второй слой немного шлифуется. Всего на создание одного подноса уходит четырнадцать дней, независимо от формы и от того, маленький поднос или большой. Еще многое зависит от сложности композиции. Если это цветы, то они пишутся за один прием, а вот пейзаж пишется в несколько этапов. В среднем художник делает четыре подноса в месяц. Но кто-то делает три больших, а кто-то тридцать маленьких.

Сама я училась в Федоскинской школе миниатюрной росписи и уже много лет работаю на фабрике. Каждый день художник учится и у самого себя, и у товарищей. Я проработала на фабрике лет десять, и только тогда мне начали нравиться мои работы.

При фабрике есть музей, который посещает много людей, особенно со школьниками. Когда приезжают экскурсии, я часто даю мастер-класс по росписи подносов. Музей изначально создавался для художников, чтобы перед нами были образцы для подражания и мы, художники, эту традицию сохраняли. Здесь есть старинные подносы, подносы с традиционной росписью и кое-какие оригинальные работы. Некоторые экспонаты для музея мы собираем по соседним деревням. Так, одна бабуля кормила кур из старинного жостовского подноса!

Раньше на подносах, например, подавали чай, сейчас часто подносы вешают на стену и любуются ими.

В использовании подноса главное – не повредить лаковый слой. И мыть его надо как ребенка – детским мылом! Чтобы восстановить яркость рисунка, можно протереть поднос лампадным маслом: нужно втирать масло до блеска, и тогда рисунок засветится. Чтобы поднос сохранился дольше, лучше покрывать его салфеткой, прежде чем что-либо на него класть

Самое главное, что работы нравятся людям, ведь в каждую работу мы вкладываем частичку своей души».

 

*Полный текст материала опубликован на портале Православие.ru

 

Заказ в один клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.