С незапамятных времен люди стремились окружать себя красотой: будь то произведения искусства, ювелирные украшения, аксессуары или изделия для дома. Такие ценности со временем часто приобретали статус фамильных реликвий и бережно хранились, передавались из поколения в поколение. И бренды-производители таких культовых предметов чаще, чем другие сталкиваются с проблемой подделок, когда уникальные вещи воспроизводятся в менее качественном, а потому более дешевом варианте. На пике тренда к народному творчеству и всплеска интереса к легендарным «картинам на металле» Фабрика «Жостово» также отметила рост появления массы подделок. Здесь приведена краткая памятка, которая позволит с точностью эксперта «на глаз» определить оригинал от некачественного аналога:
1/ На оборотной стороне подлинного экземпляра непременно стоит штамп мастерской, выпустившей его.
2/ Оригинальный поднос всегда имеет закругленные или, выражаясь профессионально, завальцованные края. Вальцовка здесь - придание материалу определённых параметров путём пропускания через вальцы. Такая обработка не только придает изделию аккуратный, законченный вид, но и служит для придания дополнительной прочности изделия, а это в свою очередь продлевает срок службы подноса. Любые погрешности в обработке на краях указывают на поддельное изделие, так как все изделия, изготовленные на жостовской фабрике, обладают безукоризненной отделкой.
3/ Настоящий поднос нельзя назвать тонким: его вес и толщина увеличиваются за счет качества металла и слоев лака, которые образуют несколько покрытий на каждом этапе проработки рисунка. Таким изделие и задумывалось изначально: плотное изделие выдерживает вес самовара и чайного сервиза, не прогибаясь и не деформируясь.
4/ Подлинное творение жостовских мастеров имеет ультра-гладкую зеркальную поверхность: это результат неоднократной грунтовки и последующей шлифовки. Также на поверхность накладывают несколько слоев качественного лака, каждый из которых тщательно полируется.
5/ Виртуозная техника. Ее особенность в послойном нанесении без каких-либо шаблонов. Используются разнообразные художественные и декоративные приёмы (плотная, сквозная и смешанная роспись с применением бронзовой или алюминиевой пудры или пасты, перламутра, потали). При этом импровизация составляет неотъемлемую часть работы мастеров. Не существует строгого образца, по которому творят художники фабрики. Таким образом, каждый поднос становится уникальным авторским шедевром, существующим в единственном экземпляре. Каждый автор подписывает своё изделие, что также помогает отличить настоящее произведение жостовских мастеров от подделки.